Загедан - 96.

О мечтах, которые сбываются.
И вот моя душа, мечтою воспалясь,
Стеная громко, плача и бранясь
В страну красот волшебных улетает
И там в лазурном небе пропадает.
Поскольку без души прожить нельзя,
За ней немедленно отправлюсь я.
Случилось это в конце июля. Как обычно в это время в Москве было солнечно, неистребимая московская грязь превратилась в незаметную пыль, и даже смог как будто стал пожиже. Но почему-то эти дары природы не радовали двадцатерых джентльменов удачи (справедливости ради надо сказать, что не все мы были джентльменами - попадались и дамы, но "дама удачи" звучит непонятно и двусмысленно, а посему дамы подразумеваются), собравшихся в один из этих дней в с/к "Барьер". Разумеется, все они были поголовно пофигисты и разгильдяи, и поэтому, выпивши немало чаю, порешили они вот что: набить рюкзаки пищей деликатесной, железом тяжелым и тряпками всякими для придания формы, поехать на Кавказ и найти там сказочную страну Загедан, о которой легенды ходят по всему Физтеху. И врется в тех байках, что в стране Загедан природа сохранилась в первозданной своей красоте -
На самом же деле все было еще лучше. Может быть, потому, что это БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ.
Итак, по порядку. 31 июля наша команда, загнав несколько попуток, очутилась в деревне Загедан. В тех дальних краях, люди, придумав красивое слово, торопятся назвать им как можно больше лесов, полей и рек. Наш маршрут пролегал из деревни Загедан по берегу Загеданки на плато Загедан. А если бы мы отклонились немного в сторону, то вышли бы через Загеданский перевал к Загеданским озерам. Но мы никуда не отклонялись, а шли и шли туда, куда надо, и вышли прямо к одинокой избушке. Земля вокруг была устлана солью и костями, а в огромном котле, подвешенном над грубым очагом, варился кто-то мясистый. Едва мы ступили на порог, из травы неподалеку выросли четыре безмолвные фигуры гигантских псов. Не тратя время на бесцельное гавканье, они взяли нас в кольцо и стали его сужать с напряженной неторопливостью.
"Ну вот и все, приехали", - подумали мы. И словно в ответ на эту, в общем-то невеселую, мысль в застывшем воздухе зазвучала резкая тарабарская речь и перед нами появился кошмен - бараний пастух. Умные четвероногие сволочи быстро рассосались по рельефу, а нас, наверное, в качестве компенсации за причиненный моральный ущерб, пастух напоил айраном и предложил подбросить на лошадях до перевала. Так, чудесным образом, вечер того же дня мы встречали под перевалом Кыртхуа - одной из реперных точек нашего маршрута. К ночи залезли на перевал, съехали вниз по снежнику и с разгона поставили лагерь уже при свете звезд.
...Шло время, жизнь стабилизировалась, утечка продуктов со склада снизилась до допустимого значения, и параллельно с объеданием аборигенов началось исследование пещеры Физтеховской.
Сначала ничто не предвещало конца. Нас то озадачивал заваленный глыбой ход, то узость, медленно стягивающаяся в точку, то внеплановый взрыв газовой горелки (между прочим, прямо у меня в руках), что казалось - жизнь не может стать еще интересней. Ан нет! Как-то утром, плотно позавтракав, мы с Игорьком Гриневым колупали молотком узкую изогнутую щель, которая должна была привести нас к колодцу глубиной метров эдак 30-40. Однако щель этого не знала и через два часа и десять метров благополучно заткнулась. Она была уже далеко не первой в списке наших "успехов" ,и поэтому особенно нас не огорчила. Зато нас огорчил Игорь Варич, который, пока мы молотком отрабатывали свой кусок хлеба с маслом, где-то шлялся.
В ответ на наши вялые претензии, Варич доходчиво объяснил, что он-де не виноват, просто он заблудился в зале размером с ангар для дирижабля, вышел из него через уходящий наклонно вверх ход, в котором свободно разлетится пара небольших самолетов, но до его конца не дошел, и вообще он не понимает, почему его "о такой подлянке не предупредили". Вот тогда-то мы и огорчились. Логическая цепочка была примерно такой: долгое пребывание при низкой температуре+высокая влажность+темнота+одиночество=помутнение рассудка. Потому что зала длиной ,шириной или высотой превышающего пять метров в Физтеховской никогда никто не видел!!!
Странно, конечно, но оказался прав он, а не мы. А чудеса меж тем только начинались. На одном дыхании мы пролетели наклонный ход вверх (перепад высоты 116м). Он прервался сначала колодцем, куда взошла двойка Петя Колесников - Андрюша Реутов, а затем завалом. Мы надеемся, он выйдет-таки наружу, ведь то, по чему сейчас приходится просачиваться в пещеру, ходом можно назвать с большой натяжкой.
Потеряв много сил при пробежке по "метро" вверх, вниз мы спускались значительно медленнее. Зато было время подумать - что же мы нашли? Если это бывший водосток плато, то пройдя через зал-ангар, он должен иметь продолжение. И вот ход возник перед нами, подобно планете Нептун, открытой на кончике пера. Он вывел в другой большой зал, практически без дна. Зал разрезал на две равные части каменный мостик, по обеим сторонам которого зияли бездонные дыры. Это место напоминало черепа с картин Сальвадора Дали. Еще больше сходство усугублялось тем, что весь зал был сложен из очень рыхлых пород известняка. В ответ на любое касание, камень начинал крошиться и разваливаться на куски. Лишь мостик был монолитен и нерушим. И мы поняли - именно так должна выглядеть дорога в пещеру сокровищ. Быть может, мне удастся описать то, чему мы стали свидетелями...
...Мы идем вперед по широкому туннелю. Его высота достаточна, чтобы идти не нагибаясь. Под ногами толстый мягкий ковер вспененной глины. Над головой причудливые изгибы геликтитов. Здесь живут тишина и спокойствие, которые мы не станем нарушать. Куда ни глянь, вокруг только тончайшие оттенки молочно-белого и шоколадно-коричневого. Шоколадная река, молочные берега. Мы неторопливо плывем по реке, любуясь чудесными видами, которые открываются нам один за другим. Вот возвышается белоснежный воздушный замок. Сейчас затрубят герольды - объявят о нашем появлении в его территориальных водах и нас выйдет встречать сам король. А вот грациозный лебедь, взмахнув крыльями, хочет взлететь над рекой и огласить гордым криком просторы вокруг. А еще дальше, на горизонте вырисовывается утес, покрытый густым непроходимым лесом. Река проносит нас мимо и неожиданно делится на два русла. Одного из нас стремнина уносит направо, а двух других - налево. Потом снова развилка и из двоих остается только один. Он плывет, позабыв обо всем, целиком поглощенный тем, что происходит за бортом. Кажется, ничто не в силах вырвать его из этого сказочного мира. Тем временем река расширяется, образуя небольшое озеро, а за ним зияет черный провал. Это край мира. Здесь сходятся все русла реки, и вскоре мы опять втроем. Мы выглядываем за край мира и видим черноту. Открытый космос, только без звезд. Пройдя сквозь него, наверное, можно попасть в другие миры, таинственные внутренние миры нашей планеты. Этого мы не знаем. Пока.
Возвращаемся в лагерь, пораженные увиденным. В таком же состоянии выходим на поверхность. По дороге оделяем всех своей радостью. В ответ нам сообщают, что кушать нечего, поскольку готовить некому, так как все ушли на воклюз. И нам бы следовало подумать о том, что уже ночь, а народ еще не вернулся. Куда они денутся "с подводной лодки", решили мы, а без еды человек долго жить не может. Однако после сытного обеда и нас тоже стало одолевать беспокойство. Где же ребята, черт возьми?!
Призывно крича и размахивая источниками света, поисковая группа разбрелась по окрестным холмам. Через полчаса к нам вышли-таки пропавшие блудники и блудницы. Они утверждали, что заметили пламя моей карбидки, но я уверен, что это мои глаза излучали внутренний свет. Впрочем, это неважно. А важно то, что они притащили на себе огромные рюкзаки, набитые бесценными... дровами. За всю свою вековечную жизнь Загедан не видел еще таких подвигов. Он был восхищен и подарил нам прекрасную тихую ночь у костра, под небом, переполненным звездами.Это, я вам скажу, не примуса в пургу разжигать!
Через пару дней дрова иссякли, примуса тихо скончались еще раньше, а сроки уже наступали и поджимали. В общем, все стихии ополчились на нас. Тогда мы построились в боевые порядки, коварно угнали полбарана из стада друзей-кошменов и стали организованно отступать с плато. 11 августа все мы, наши пожитки, женщины и дети снова сидели у дороги и ловили попутку. Ну и в конце концов поймали.