УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ

Человек, которого мы имеем в виду и который нам нужен, стать которым – наша цель, мог бы в любой день сменить свою науку или свое искусство на любые другие, у него в игре в бисер засверкала бы самая кристальная логика, а в грамматике – самая творческая фантазия.

Герман Гессе, «Игра в бисер»

Предположим, всем известно, что где-то в «восьмерке» есть подвал, в котором живет спелеоклуб МФТИ под названием «Барьер» (как вы правильно заметили, слово «гексаген» в этой фразе ни разу не встретилось). Также предположим, что все хорошо и непрерывно и нужное количество раз дифференцируемо.

Так вот, в этой статье вы ничего не прочтете о том, что, придя в спелеоклуб «Барьер», вы обретете новых друзей и массу вкусного времяпрепровождения, откроете для себя подземный мир природы со всеми его красотами и опасностями (жанр «фэнтези» просто едет на «Запорожце» в Туапсе и отдыхает), получите добрый отдых на каникулах («седые пирамиды» - древние, им все равно). Эта статья про возможности, которые есть вокруг, если внимательно смотреть.

Вне зависимости от того, освоились вы только что в студенческой среде, или уже получили два-три курса того самого, высшего образования, или вы - без пяти минут специалист, - у вас возникает необходимость «попробовать себя» в чем-либо: как говорится, «хочу ли я…», «могу ли я…»...

Точнее, условия выглядят так: в вас есть нечто, что начинает вести себя как «багаж». Оно получено, его надо таскать, оно тяготит, за него уплачено и т.п., но главное - в том, что с этим можно что-то сделать, в «багаже» сидит некий потенциал, который может привести к реальным жизненным результатам.

Абсолютно верно. Я говорю о знаниях («знаю, как копать»), умениях («могу копать, могу не копать») и навыках («умею копать от забора до обеда за три часа»). Получению с их помощью реальных результатов способствуют разные факторы, но, в первую очередь, задачи и проблемы, которые а) подбрасывают друзья и знакомые, б) приносит шеф, в) возникают «как бы сами собой».

Если эти мысли продолжить, то перед глазами начинают маячить ситуации типа: «Ну, закончу я Физтех и ...», «пришел я на базу, закончив 3 курса, и ...», «чего-то в жизни не так, и...», «а не получить ли мне второе образование, и ...». Для уточнения образа, расскажу, как в США принимают на работу в полицию. Человек проходит ряд тестов, где основным является следующий. Претенденту показывают отснятую на видео ситуацию: например, едет он на машине по улице, и видит, что двое грабят магазин. Пленку останавливают, смотрят на претендента с пристрастием и говорят: «Что вы будете делать в этой ситуации?». Ситуация вся перед ним. Все обстоятельства даны. Принимай решение! Следует ответ претендента. Процедура повторяется несколько раз. По типовым схемам поведения осуществляется оценка ответов.

В каждой такой ситуации принятия решений человек рассматривает и оценивает свои возможности поступить тем или иным образом, а также последствия своего решения. В каждом его решении «концентрируются» все его знания, умения, навыки, опыт, стереотипы мышления, поведения и т.п.

Таким образом, чтобы «багаж» не был мертвым грузом, нужны научные, практические, инженерные, бытовые и разные другие задачи, требующие принятия решений, применения этого самого «багажа». Как бы кому ни показалось, что мы сильно уклонились от спелеоклуба «Барьер», далее будет продемонстрировано, что клуб является уникальной копилкой всякого рода задач, для которого требуется применение «багажа». Решение этих задач, вне всякого сомнения, пополнит ваш «багаж» весьма ценными вещицами…

Далее перечисляются некоторые области человеческой деятельности, в которых, придя в спелеоклуб, каждый может себя попробовать и получить соответствующий опыт. Список далеко не полный и единственным ограничением для него послужил установленный размер статьи. Но не вздумайте, предположить, что в клубе всему этому учат! В стенах нашего клуба есть один единственный преподаватель – жизнь! И, как всегда, понимающего и стремящегося она ведет за руку, а упорствующего и невежественного – тащит за шиворот.

Начнем по порядку, то есть с очевидного.

1. Разработка программ и автоматизация процессов в организации.

Под номером один – простенькая система аналитического учета спелеопоходов в различных аспектах (финансовом, человеческом, спортивном, географическом и т.п.) с соответствующей базой данных. Цель – выработка решений о совершенствовании походов, их обеспечения.

Далее, задача построения трехмерной модели пещеры по данным топосъемки. Сложность задачи может регулироваться взаимно согласованными требованиями точности модели и требованиями к процессу топосъемки.

2. Задача выживания в сложных условиях.

Получение ответа (в том числе, в конкретных цифрах) на нетривиальный вопрос о том, а что мне нужно, чтобы нормально перенести поход и достичь его цели в виде прохождения намеченных пещер. Точнее, это – задача сценарного определения номенклатуры и количества содержимого рюкзака («а что, если вдруг …»). Несмотря на то, что теоретиками и практиками в этой области исписано много бумаги, для городского жителя, решившего отправиться в путешествие, это довольно интересная и актуальная задача. Она провоцирует совершенно другой взгляд на жизнь, проистекающий из необходимости опираться ТОЛЬКО на собственные возможности.

3. Финансовые задачи

Прежде всего, бюджетирование похода. Построение финансового плана. Но это не все: после того, как план сформирован, необходимо организовать управление его выполнением. Иначе это просто бумажка. То есть, вторая задача – задача финансового управления походом.

4. Маркетинговая задача.

Посмотреть на поход как на некий бизнес (оказание услуг). Пусть без ярко выраженного клиента и продавца (ребята скинулись деньгами, чтобы всем было хорошо). Задача заключается в более или менее точном определении «клиента» и его потребности. Что хотят люди, отправившиеся в поход, от этого похода? Что им можно предложить?

5. Логистическая задача.

Транспортная задача, заключающаяся в оптимизации маршрута похода по разным критериям (времени, деньгам, удовольствию от путешествия и т.п.).

6. Организационная задача (управление проектами).

Рассмотреть спелеопоход как некий проект. Определить и придать ему все атрибуты проекта. Спланировать и реализовать проект таким образом, чтобы желаемый результат был достигнут.

7. Психологические задачи.

Тут есть множество задач: изучение и управление поведением человека в сложных условиях, задача создания команды (не формальной группы, а общности, сплоченной вокруг некоторой идеи или имеющих близкие интересы и ценности) и поддержания ее в течение всего периода похода.

8. Задача общей и специальной физподготовки себя.

Техники передвижения в узких местах, по скалам с различными уклонами, по долинам и по взгорьям как с применением веревки, так и без оного. Как в песне поется, «…если жив пока еще, гимнастика». Вместе с тем, могут открыться новые возможности добывания хлеба насущного, например, такая, которая называется промышленный альпинизм: от «гермета» и мойки стекол небоскребов до развешивания фотографий обворожительных красавиц размером в целый дом с криками «Ты вся моя!»

Самое интересное, что все это, как говорил Михал Михалыч Жванецкий, сугубо «для внутреннего употребления». В том смысле, что плоды самосовершенствования глотать себе самому и некоторым окружающим в своих же походах. Поэтому, если взялся, халявить совершенно ни к чему. «Тщательнее надо, ребята!»

Опыт решения задачек, который можно получить в спелеоклубе, полезен тем, что во внешнем мире умения ценятся выше, чем знания, а навыки – выше, чем умения.

Каждый физтех вооружен до зубов знаниями. Кроме того, на физике научили выделять границы, в которых надо решать задачу. Теперь надо лишь взглянуть на окружающий мир как на кучу возможностей для продвижения и совершенствования себя…

Приходите к нам в спелеоклуб!

Роман Волков,

выпускник МФТИ 1998г.,

иногда спелеолог.