Урал-99. Правдивое изложение очевидца.

Настоящее удовольствие от похода начинаешь получать только тогда, когда чувствуешь, что он закончен и закончен так, как надо. На днях у нас будет гусятник, и, я надеюсь, что пройдет он весело и тепло. После него нам только останется сказать, что поход закончен и да здравствует следующий поход. Но о следующем я думаю сейчас говорить преждевременно, лучше вспомним, как все было теперь.

Итак, дамы и господа, друзья и товарищи я рад представить вашему вниманию Урал-99 в исполнении с/к "Барьер".

Хочу сразу предупредить, что никаких особых достижений, кроме самого похода, мы не совершили, но для нас уже это очень не плохое достижение. Ведь сам факт, что поход состоялся удивляет меня более всего. И честное слово, мне искренне жаль людей, которые не смогли оценить прелесть совершенного нами путешествия. Потому что Урал зимой напоминает сказку, Ёлочки. Большая картинка (32Kb) зимнюю сказку, которую люди живущие в городах (особенно в больших городах) уже не видели много лет (а может и вообще никогда). А теперь прибавьте к заснеженной красоте зимнего леса остроту и загадочный мрак уральских пещер, которые в великом множестве располагаются на территории Пермской области. Приправьте это блюдо обществом четырех очаровательных девушек, которые представляли прекрасную, а иногда и большую, половину нашей команды и вы поймете (настоящий француз меня бы понял), что вам есть чему позавидовать, если вы настоящий романтик.

Что бы избежать дальнейших усмешек со стороны читающего, я первым делом развею миф о женской команде с/к "Барьер" сходившей на Урал. Действительно, в процессе сборов наша команда понесла серьезные потери в личном составе и в поезд 042 Москва-Хабаровск в Москве село четыре девушки и два парня. Но не надо спешить с выводом, что женщины являются наиболее активной частью нашего клуба, просто мужчины у нас, как правило более деловиты и дела не дали некоторым из них возможности защитить "честь мундира".

Получившееся в начале похода неравенство (надо сказать, что оно не кого не угнетало) просуществовало около 36 Сюра. Большая картинка (30Kb) часов ,и было восстановлено вмешательством наших новых уральских друзей. Андрей и Сюра, прошу любить и жаловать. Эти люди не только вызвались (на наш призывный клич) быть нашими проводниками в пещерах, до пещер и по всему Уралу в целом. Но также организовали для нас проживание в Губахе, став чем-то вроде верительной грамоты для другого хорошего человека Меньших Любовь (за год до этого она помогала команде Олега Калашова). Пара скромных уральских парней показал себя хорошими товарищами, проводниками и организаторами, что сделало наше пребывание на Урале легким и приятным.

К достоинствам женских походов (1) Большая картинка (60Kb) Еще несколько слов об особенности женских команд. Не думаю, что подобная практика приемлема для походов четвертой, а быть может и третьей категории сложности. Однако хочу заметить, что все наши проблемы, если таковые возникали, не коим образом не зависели от состава. Хочется отметить специфичные плюсы, о которых ранее не задумывались. Первое это то, что девушки гораздо покладистее парней, они охотнее берутся за любую работу и делают ее гораздо качественнее. Только не надо их утомлять. Когда девушка устает ,она становится почти не управляема, и ни какие доводы не смогут перевесить фразу: "Я, устала ". К достоинствам женских походов (2) Большая картинка (52Kb) Второй плюс это то, что в среднем женщины потребляют гораздо меньше пищи. Можете смело убрать из раскладки треть основных продуктов , заменив половину из них всяческими сладостями. Будет сэкономлен вес и улучшено отношение команды к командиру и завхозу. Третий плюс состоит в том, что такая команда всегда может рассчитывать на радушие местного населения. Про девушек думают: "Какие молодцы, надо им помочь",- а про парней: "Бедненькие, столько девушек, надо их пожалеть". Ну и естественно есть еще и другие плюсы , вспоминать о которых я считаю просто излишним. В заключении хочется добавить, что я не согласен со словами одной девушки, которая две недели спустя сказала: " Вы знаете, что мы им на самом деле были совсем не нужны!" Если бы так было, разве пошел бы я в этот поход, ведь поход - дело добровольное.

Теперь к походу. Отбыв из Москвы в ночь с 29 на 30 января, наша группа утром 31 прибыла в Кунгур. В гостях у Игоря Лаврова. Большая картинка (40Kb) Где состоялась теплая встреча с Игорем Лавровым, который показал нам, как ловко он помещает на топографические карты Пермской области известные входы в пещеры с их ТТХ (тактико-техническими характеристиками) и сделал нам несколько листков с планами пещер, которые мы собирались посетить. После чего состоялся совместный завтрак, а за ним прогулка по Кунгурской Ледяной. Вообще-то пещера экскурсионная, но в ней достаточно мест, куда не заводят экскурсоводы: колодец староверов, стол для посиделок спелеологов, ресторанчик для боссов, новая часть (куда мы без комбезов лезть не захотели) и в заключении Игорь даже продемонстрировал нам где он хранит личные запасы картошки (обидно только, что степень его доверия не распространилась на запасы варенья). После этого мы еще перекусили, поговорили о жизни и спелеологии и с большим трудом успели на электричку в Пермь. Где разыскали Вход в Кунгурскую Ледяную. Большая картинка (66Kb) Пермский спелеоклуб, а в нем двух приятных молодых людей, о которых мы говорили выше. Объединившись, наша команда в полном составе выехала около 19.30 на электричке в город Губаху, куда благополучно прибыла почти в 3.00 по местному времени (разница с Москвой 2 часа) и устроилась на ночь в местном дворце творчества молодежи в помещении клуба "Новый геолог Урала". День был длинный, но очень результативный и приятный. Спокойной ночи.

День второй начался поздно (хотелось отоспаться за вчерашний) и в пещеру Марьинскую мы отправились только к обеду. Немножко потопав и чуть-чуть потропив мы добрались до вожделенной пещеры и сразу занырнули внутрь. А там выяснилось, что хоть пещера и красивая и приятная во всех отношениях, но на леднике девушек и одного молодого человека надо придерживать, на "вертолете" страховать, в "букве Г" пропинывать и все время направлять и следить. Святой труд педагога (ими в основном были Андрей и Сюра) может быть оплачен только любовью учеников и их успехами. Но в тот день с успехами было тяжело.

Поэтому , вволю помучившись и полюбовавшись на окружающие красоты, попев песенки в Стрякунин Андрей(портрет) Большая картинка (70Kb) гроте "эхо" , народ перекусил и "побежал" обратно, чтобы не опоздать на последний автобус. Естественно мы на него опоздали, зато так родилась песенка "Тили-тили, трали-вали мы автобус пропустили мы автобус проморгали (возможны варианты) тарам-пам-пам ". Вечер (до Губахи мы все-таки добрались) был спокойный и сытный.

День третий и четвертый было решено посвятить Сухому Логу. Леночка. Большая картинка (48Kb) Решено и сделано, собрались сели на автобус и поехали. Тут уместно сказать, что нам сильно повезло, какая-то добрая душа протропила от дороги до всех пещер хорошую тропу, чем избавила нас от многих мучений. Лагерь мы поставили в Геологов- 1 (могу утверждать, что никакого мусора после нас там не осталось, а описание данное О. Калашовым в отчете об экспедиции Урал-98 точно), а потом двумя группами сходили в Геологов-2 и Ребристую. На следующий день группы поменялись, а к вечеру мы вернулись в Губаху, в уже почти родной клуб. Про Ребристую я ничего особенного не скажу, пещерка и пещерка, небольшая такая, немного ползком, немного в распоре. А Геологов-2 мне понравилась, во-первых, не часто удается сбежать на сто с лишним метров не одевая обвязки и не используя не метра веревки. Во-вторых, пещера большая (в сравнении с той же Ребристой), а большому куску и рот радуется. В-третьих, там есть сифоны (я к ним всегда был не равнодушен) и во время нашего визита они были почти сухие, что позволило заглянуть в самые дальние уголки.

День пятый отмечен был тем, что мы наконец-то почувствовали, что зимой на Урале бывает холодно. С утра мы поехали в п. Кизиловскую и переодеваться нам пришлось на улице . Отсыревший после пещер комбез превратился в доспехи за 3 минуты (неприятное ощущение).

К этому времени некоторые из наших девушек уже насытили свою спелеолюбознательность, поэтому было нас всего 6 человек. И двигались они уже гораздо увереннее (закалка трех предыдущих дней пошла на пользу). Единственное место, где пришлось притормозить - "органная труба", зато "игольное ушко" вызвало проблем не более чем кремлевские ворота. Это не потому, что мы такие маленькие и ловкие, а потому, что на Урале хватает любителей помахать молотком :). Пещера оказалась большой, заблудиться в такой - плевое дело, и местами очень симпатичной. А грот Скульптурный мы посетили, как музей, создатели некоторых работ в нем явно обладали большим художественным вкусом. Естественно, мы тоже оставили после себя "память". Получив благословение Хозяина (такой грозного вида старик в одном из залов), мы вылезли на поверхность довольно рано и уже часам к 17.00 были в Губахе. Решили не израсходованные силы поберечь на пещеру Темная.

Как обычно, вечером девочки мыли под раковиной головы, а в унитазах стирали комбинезоны, хоть им и говорили, Стирка комбезов в унитазе. Большая картинка (34Kb) что не стоит спешить. А рано утром от нас уехала Надя, первые потери в личном составе, а еще столько всего не съедено. День шестой начался с того, что мы в очередной раз вспомнили песенку про автобус. До пещеры от трассы Губаха-Кизел пришлось идти пешком. Мимо вмерзших по самые крыши в снег составов, мимо зоны и заснеженного елового леса, который на Урале повсюду и в какое время суток ты его не увидишь , всегда чувствуешь какую то особую выразительность в этом контрасте темного и белого.

Пещера оказалась не далеко от дороги и это хорошо (тропу нам там не натоптали). Первыми ощущениями стали простор и холод. Лед нам там попадался повсюду до -50 метров. Естественно в боковых ходах типа "аппендикса" его не было, ну и бог с ним. Поскольку снаряжения у нас было три комплекта, то мы решили, что трое "счастливчиков" в полной выкладке сходят в новую часть, а остальные трое излазают все, что можно в старой. Проход в новую часть начался с преодоления завала. Несколько локальных узостей под мудрым руководством Андрея были успешно преодолены, только снаряга все время мешалась. Далее колодец К27, здесь нас закончила провожать вторая группа. Им наверное было странно, что мы так пыхтим в завале (на них же не было гидр и железа). На колодце первое торможение, решетка Оленьки отказывается ехать вниз и что делать она не знает (вот оно увлечение стоперами). Короче, на несчастных 27 метрах мы потеряли около часа времени.

- Ну, а что внизу? - спросите вы.

- А внизу глина и ее там столько, что можно на всю Москву посуды наделать, - ответит вам бывавший там человек.

В этой глине мы убедительно попросили Ольгу посидеть отдохнуть, а сами повесили веревочку и скатились вниз, туда где по словам нашего проводника "должна шуметь река". Ну если это и река, то не большая, здоровый взрослый человек после 2 литров пива организует вам такую реку, и если она и шумела, то как то очень тихо. Пещера в этом месте чем-то напоминает меандры на Алеке, только глины поболее,и совсем не похожа на ту пещеру, что идет до завала. Мы быстро прошли по руслу до конца все время ища ответвление к сифону, но безуспешно. Потом, обратно, уже двигались медленно, заглядывая в возможные продолжения, но опять не удачно. Подумали и решили, что замерзающая по уши в глине девушка над нами - важнее, чем перспектива еще более продолжительного купания в этой грязи. Вылезли наверх и отправили Ольгу к веревке, пусть начинает подъем. Поначалу она лезла очень не спеша -1 метр за 10 минут, заглининая веревка отказывалась подчинятся двум комочкам грязи с названиями кроль и жумар. Протерпев это пару метров, мы начали подгонять нашу красавицу советами. Дело пошло на лад и вскоре первый отвес (самый долгий, хоть и не самый длинный) был преодолен. Дальше все было еще быстрее. Андрей помогал Оленьке, а я снимал веревку. За то время, что я ее упаковывал в транс они сильно оторвались и им пришлось минут 20 ждать меня в завале. Потом все проходило без заметных осложнений.

Выбравшись на поверхность (вторая группа в это время заканчивала штурм "аппендикса" в старой части) , мы узнали, что на улице —30° (если не ниже), что происходит с комбинезоном в такую погоду я уже говорил, а если он густо вымазан жидкой глиной то эффект усиливается раз в 5, хорошо еще что снарягу я догадался снять в пещере. Переодевание и все, что было потом запомнилось только, как что то очень холодное. Не согрел меня даже зажигательный стриптиз, Стриптиз в исполнении Леночки. Большая картинка (70Kb) который исполнила Леночка переодеваясь на улице. Поняв, что ситуация обостряется, я навешал на раму все, что смог (получилось очень не хило) и ломанулся. И через 20 минут я согрелся, так, что пар от меня валил, как от лошади после 40 верст. Час (или полтора) ходьбы до остановки, полчаса ожидания автобуса. За это время мы снова замерзли и изобрели новый метод для согревания, который назвали коробочка (применим для группы людей не менее 3 человек). Потом Губаха, теплый и родной клуб, чайник с Спелеочасть закончилась. Большая картинка (35Kb) горячим вином (ведь спелеочасть похода закончилась). Сон-н-н, хр-р-р-р.

На следующий день мы никуда не спешили. Были правда планы съездить в пещеру Скаутов, но мы обломались (я уже об этом жалею). В итоге только днем мы сели на автобус до Углеуральска, а оттуда на электричке отправились в Пермь. Ближайший поезд (из скорых) был "Кама" через 16-17 часов, поэтому Шура и Олеся поехали в аэропорт. Мы же решили злоупотребить радушием хозяев и с благодарностью воспользовались возможностью заночевать в Пермском спелеоклубе, что и сделали. Но сначала был ужин при свечах, вермут с кока-колой (красиво жить не запретишь) мягко-ленивое общение до 3 часов ночи. А какая была ночь, на лучшем для гостей месте (теннисном столе) в окружении тепла и уюта.

Групповое фото в Кунгуре(отъезд). Большая картинка (50Kb) Но вот собственно и все. Не слишком серьезно, зато, как хорошо нам там было. Читайте и завидуйте. А лучше не завидуйте, а съездите на Урал.

P. S. За то время пока писался этот текст , состоялся гусятник. Даже Андрей приехал к нам в Москву, жаль, что Сюра потерялся. Но сказать я хочу не об этом, а о том, что гусятник тоже нуждается в разумном планировании. А иначе он может стать сложнее похода. Что у нас и случилось, но об этом я лучше расскажу устно за чашечкой чая, если кому интересно.