Спасатели - вперед!
Чип и Дейл.

Майские дни октября.

Не прошло и месяца учебы, а уже дико захотелось на волю. И тогда, с трудом расправив крылья под стопудовыми рюкзаками, мы устремились прочь от родного гнезда. Но нашей целью было не откосить пару недель занятий, как могут подумать некоторые неосведомленные читатели. Нашей глубокой задачей было спортивное прохождение до дна пещеры Майская в районе хребта Дженту, что высится над грозной Большой Лабой ( это название удивительной по красоте речки,поэтому просьба воздержаться от противоестественных ассоциаций ).
Те края населены исключительно отзывчивыми аборигенами. Всю дорогу нас кормили, поили, указывали дорогу и даже подвозили на своих неслабых аборигенских грузовиках ( честно говоря, иногда за это с нас брали неслабые деньги ). Вот так, с ветерком, мы и оказались около невзрачной избушки с гордым именем "кордон Дорбун-Кол", в которой нам предстояло прожить не один день. Несмотря на свой внешний вид, избушка оказалась на редкость уютной и гостеприимной ( спасибо за это черкесским спелеологам ). В тот же день загудели карбитки, защелкали карабины, засвистели ребята вниз по веревке. Штурм начался!
Наверху шел дождь, а мы на глубине 250 метров ставили подземный базовый лагерь и готовили свой первый подземный обед. Для лагеря мы нашли зальчик со всеми удобствами: почти ровный пол, проточная вода под правым боком, и даже море естественных крючочков на стенах для просушки одежды. После ночи в этом раю встаешь бодрым и жаждущим действий. Так мы старались думать, натягивая мокрую одежду на голое тело при +4 С.
Пещера Майская действительно уникальна: по сути это - узкая щель в породе высотой до сотни метров и длиной в 3.5 км. Человек, находящийся в середине щели чувствует себя подвешенным между "небом" и "землей", затерянным в пространстве. В Майской встречаются головокружительные водопады и гулкие залы без стен и потолка, но сердцем пещеры, апофеозом красоты справедливо считается Мирабилитовая Галерея. Там из мельчайших кристалликов мирабилита природа создала огромную снежную паутину, сумасшедшее буйство линий и форм.
Насмотревшись на все эти чудеса мы с Юрой Вихляевым вернулись в лагерь с твердым намерением съесть все, что не удастся выпить и лечь спать. Однако не тут-то было: количество народа в ПБЛе за время нашего отсутствия выросло вдвое. Загадка быстро разрешилась: ребятам надоело отсыхать на поверхности, они оделись, собрались и ...полезли нас спасать. А чтобы придать этому мероприятию элемент азарта, они договорились с оставшимися наверху Мариной и Володей: если в течении суток никто не выходит на поверхность, нужно вызывать спасателей - пусть наши трупы достают. Все бы ладно, только от тех суток осталось часов 14. Некоторое время Юра и я решали задачу построения новых предложений из очень ограниченного набора слов, потом поели, еще раз поели и со скрипом двинулись в направлении поверхности. Все шло как по- писаному, пока где-то на пол-пути вдруг не исчез телефонный провод, по которому мы шли. Не побоявшись экспоненциальной сложности, мы принялись искать выход перебором вариантов - ведь он всегда приводит к решению, не правда ли? Не правда! Через 4 часа все, даже самые узкие, ходы были исследованы, а выхода не было и в помине. Ну что ж, на нет и суда нет - подумав так, мы развернулись и пошли досыпать в ПБЛ. На этот раз мы не прошли и пары колодцев - ход, по которому мы шли туда, оказался на 2/3 заполнен водой. Ну, конечно же, это паводок, - поняли наконец догадливые спелеологи. Мы посмотрели друг на друга, вспомнили, что ребята наверху уже ушли за спасателями и рассмеялись. Бывает! С новыми силами рванулись мы к свету, на памятной развилке догадались поднырнуть под стену воды, закрывавшей узкий, но верный ход и спустя пару часов выскочили на поверхность.
Там нас ждала записка, смысл которой был такой: "ушли час назад". Сетуя на то, что нам не дают спокойно умереть, мы запихнули в пасть по пачке халвы и тронулись в дальнюю дорогу. А путь предстоял действительно неблизкий: до поселка Рожкао, куда и ушли наши спасатели, было 12 км с перепадом высоты в километр. Дорога шла под гору - мы включили автопилот и прибежали в Рожки через 20 минут после того, как Вова и Марина сели в машину и укатили неизвестно куда. Это нам сообщили радушные аборигены, которые затем с интересом стали следить, что же мы будем делать дальше. А мы просто тупо пялились на дорогу, пока не заметили отъезжающий в нужную сторону лесовоз. Водитель вежливо отказался нас подвезти, но обещал передать ( и передал ) отмену вызова в КСС.
С сознанием выполненного долга, но с растущим беспокойством за уехавших ребят, мы плелись по горной дороге вверх. Мы вернулись в лагерь, когда уже стемнело, а они пришли еще через 3 часа. В это время местность наполнена самыми разными воями и стонами, и мы только диву давались как никого из нас не съели по пути.
За завтраком разговоры крутились вокруг спасателей, поэтому мы почти не удивились, когда они вышли из леса и направились к нам. Спасатели - ребята ответственные и обстоятельные. Первое проявилось в том, что сообщение, переданное водителем лесовоза, они проигнорировали, а второе - в том, что спасать нас устремились сразу две группы: краснодарская и черкесская. Но беда была в том, что до нашей избушки добралась только вторая. Первая же ночью сбилась с пути и судьба ее осталась неизвестной. Несмотря на всю эту неразбериху, спасатели лишь мягко нас пожурили, потравили байки под какао с печеньем и мы расстались друзьями. Приятно, что у нас такие симпатичные люди работают в КСС. А то, что мы не познакомились с их профессиональными качествами, оно и к лучшему.
Ну а тем временем героическая двойка Яша Фоминов - Андрей Реутов дошла до дна и на следующий день все вышли на поверхность. Успешное завершение штурма было отмечено фейерверками и праздничным ужином. Потом была сброска: попутки, поезд, электричка. Вот мы и в Долгопе. Поход закончен - да здравствует поход!