"Во, как!"
из анекдота

Пещера Майская и все тут!

Стояло замечательное лето 1996 года. Первые числа второго десятка августа. Началось путешествие на Майскую чрезвычайно забавно - в горном селении с тем милейшим имечком, каким только способна неверная жена называть своего ревнивого мужа - "Рожкао" (ударение на второй слог).
С гор спускались сумерки. Внизу, под неустойчивым равновесием подвесного моста шумела Лаба. Один из добродушных жителей поселка, более 10% населения которого составляла наша команда, после некоторых словопрений взялся забросить нас до Майской.
Совсем стемнело. Ближайшее продолжение выглядело несколько скомканным: на месте оказалось, что там есть уже две (!) московские команды из Сокольников и нам назавтра никак не светит залезть в пещеру. Но никто и не думал унывать: поев и попив приготовленного самыми голодными из нашей команды на костре, любезно предоставленном другой командой, все дружно завалились в наспех поставленную "Зиму" - мудренее, дескать, утро вечера...
За следующий день на слегка заболоченной но ровной полянке вырос наш лагерь -все мы: как новички, так и бывалые, увидели, как на самом деле должна стоять "Зима"; в 15 метрах от лагеря было найдено месторождение опят, чуть дальше -континуальные заросли малины и дикой красной смородины со счетным количеством ягод. Короче говоря, о ресурсах на поверхности можно было не беспокоиться. А пещеру мы видели пока только в виде топы.
С командой, чья навеска висела в пещере мы договорились о том, что будем идти вниз, заменяя навеску на нашу до тех пор, пока не встретим их последнюю группу, которая все вынимает - дальше Майская свободна. И отправились мы с Игорем Варичем менять навеску на первых четырех колодцах. Контрастируя с хрупкой и грациозной Физтеховской, Майская приятно удивляла взор своими большими и выразительными формами. Обширность, однако, иногда мешала сразу находить верный ход. Тем не менее, мы достаточно быстро продвигались по главному ходу, недолго шаря по боковым ответвлениям. Мне пришлось, однако, свалиться с 1.5 метров в лужу, когда я ехал вниз по веревке, не достающей до дна колодца (о чем был Игорем предупрежден), отыскивая бухту чужой веревки, зацепившуюся за что-то на стене колодца. Но сие лишь только взбодрило нас и мы пошли далее. То и дело в глаза бросались контрасты Майской: чистая речка, великолепные натечности и местами грязные глиняные боковые ходы. Но где-где, а в той же Майской предостаточно мест, чтоб хорошенько, при желании, помыться.
Но вот, окончился ознакомительный выход, и мы обмениваемся впечатлениями с ребятами из нашей команды, ранее бывавшими в Майской. После некоторого обсуждения выясняется, что ПБЛ тащить нам некогда, поскольку поджимают сроки -условленная встреча с "водной" частью нашей команды, которая должна сплавиться по Лабе до шлагбаума около Бескеса.
Решили сделать пару суточных выходов двойками: навесить и добраться, докуда хватит сил. Первыми отправились Коля Фендеров и Вадик Вовченко, взяв с собой веревку, а также горелку, пару газа и всего остального для приготовления горячей еды. В лагерь на поверхности пришли водники, сплавившиеся к этому времени до Рожкао, отъелись вволю грибов и малины и ушли плыть дальше. Вспоминается тут частушка про плывущий по реке инструмент дровосека...
Тем временем, вшестером мы сходили на поиски пещеры Джентау, находящуюся на одноименном хребте, но немного ошиблись курсом и удовольствовались лишь хорошей прогулкой и красотой тамошних мест.
На следующий день вылезли на поверхность Коля и Вадик, дошедшие, как оказалось до последнего места навески в Майской - К25. С налетом некоторого веселья они рассказали, что забыли спички и нож, да и свет у них был электрический, а посему, за сутки своего в Майской пребывания поели лишь размокших сухарей с луком и немного шоколада, но само предприятие в целом показалось им успешным.
В гости пришли местные пастухи, угостили шашлыком, достали фляжку - другую и сели с нашими за жизнь беседовать.
Мы с Игорем Варичем полезли в Майскую. Наша задача заключалась в том, чтобы проделать то же, что и Коля с Вадиком (это еды не касается) плюс снять как можно больше навески. Довольно быстро мы добежали до шкурника Чалова, поглядывая по сторонам на красивости, сняли снарягу и поползли: милейшая, надо сказать, вещь - этот шкурник Чалова, эдакое метро для местных гномов. Далее стало веселей -маленькие вытянутые и шарообразные скопления наростов цеплялись за все что угодно на нас. Наконец, мы добрались до самого величественного места в Майской - зала НСС. Всей царящей там атмосферы словами не передать, поэтому я даже не буду пытаться это сделать, а пусть лишь упоминание об этом удивительном месте побудит бывавшего там читателя этой статьи к воспоминаниям. Поглазев на мирабиллитовые кристаллы мы дошли до места, где зал НСС спускается к речке. Перекусив там рыбных консервов и изюма, мы двинулись в обратный путь. Немного поплутав в двух-трех местах, в предвкушении горячей пищи мы вылезли за шкурник, где лежали снаряга и еда. Оставалось вылезти по навеске и вынести ее за собой. Приключения только начинались.
Контейнер газовой горелки оказался покоцанным. Баллончики были бесклапановые. Я неторопливо взялся открывать тушенку, а Игорь возился с газом. Под ногами тихо журчал ручей. Ничто не предвещало обломов. Вдруг раздалось шипение и за ним крик Игоря: "Туши @#$%*+ карбидку!". И этот недостойный плешивый ишак из славного рода газовых баллончиков был немедленно утоплен в луже, дабы в прямом и переносном смысле не накалять обстановку. Все дело, как обычно, оказалось "в волшебных пузырьках": горелка была unusable. Сразу стало как-то неожиданно холодно. Покидав холодную еду кое-как в свои желудки, собрали все барахлишко по трансам. С пофигизмом тающего мороженного закоченевшими руками надели обвязки. Потеплело. В глазах появился блеск. "A-A-AAAAAARRRRGHНН!"- как говорят герои буржуазных компьютерных игр. Наверх!
Сначала вылезали из колодцев сами, затем - вытягивали трансы, количество которых постепенно накапливалось. Один транс оказался привязан ненадежно и упал метров эдак с двадцати. В трансе был мусор и столовые принадлежности. Вновь запахло газом. Игорь спустился. В физическом смысле, этот баллончик постигла участь предыдущего, однако, ему был нанесен несравненно больший моральный ущерб.
Дотащив все до третьего отвеса, оставили это внизу. Проделали вскрытие пластиковой бутылочке с остатками меда, который из горлышка уже не высасывался. Вообще-то, мед - хорошая штука, но вот беда: он вроде есть, и тут, сразу же, - его нет. Наверху третьего отвеса встретили своих - прогуливающуюся двойку, намекнули им на трансы. Что было духу устремились наверх. Вылезли. УРА!!!!!! Солнце. Тепло. Хорошо. Кстати, вылезли РОВНО через сутки после того, как залезли. Минута в минуту.
Отправили еще ребят из лагеря за трансами и оставшейся навеской. Сброска назначена на завтра. А с теми, кто тогда прогуливался, вышла небезынтересная история. Когда выходили от оставленных трансов, я привязал к обвязке болтаться на телефонном проводе банку с карбидом: на всякий случай. Между вторым отвесом и входным колодцем банка зацепилась за выступ и провод порвался, а шли быстро и облом было возвращаться и искать ее - скорей бы наверх! Так вот, когда двойка поднималась с прогулки, у них выгорел весь электрический свет, а в единственной карбидке закончился карбид. Примерно в этот момент они набрели на мою потерю, чему чрезвычайно обрадовались.
На следующий день за пару часов все сбежали вниз в Рожкао. И там, как говорится, пробегая по подвесному мосту до уже пойманного нашими транспорта, у меня в реку слетела шляпа... Похоже на монетку, брошенную в фонтан, не правда ли?