ОТЧЕТ о поисковом спелеопоходе в долину р.Афлатун
(Чаткальский хр., Зап. Тянь-Шань, Кыргызстан),
совершенном с 17 по 26 июля 1991г.
Спелеоклуб "Барьер" (Москва)
1. Предыстория. После поисковых походов в районы Амткела (1989), Анчхо и Кодорского хр. (1990) стало ясно, что без участия специалистов хотя бы на стадии выбора района поиска эффективность такого похода, мягко говоря, невысока. Поэтому мы с радостью откликнулись на предложение геолога Василия Михайлева (Бишкек) провести поиск на хребте Борколдой (Внутренний Тянь-Шань, в 100 км к югу от оз.Иссык-Куль). На стадии подготовки В.Михайлев предложил еще один район - ущелье р.Афлатун на Чаткальском хр. (Зап. Тянь-Шань). Последний вариант и был принят в качестве окончательного. В.Михайлев сообщил нам массу полезной информации, в частности снабдил нас геологической (1:200000) и гидрографической (1:100000) картами, за что мы ему искренне благодарны.
2. Состав участников. После ряда обломов, в частности Тимура Золотуского и Сергея Красильникова, установился следующий состав:
3. Заброска. В.Михайлев предложил следующий маршрут заброски: самолетом до Оша, далее автобусом до Ала-Бука, автобусом до Джаны-Базара, далее на попутках. Однако у нас уже были билеты в Бишкек. Кроме того, трое из нас до основного похода планировали совершить прогулку по Сев.Тянь-Шаню, и встретиться решили в Джамбуле. Все это и предопределило реальный маршрут заброски. Ниже дается примерная хронология заброски. Время всюду местное, причем казахское (г.Джамбул) отличается от московского на 3 часа, а кыргызское - на 2 (хотя Джамбул на 250 км западнее Бишкека).
10 июля. Утром А.Юдаков из Владивостока, а вечером А.Галактионова и Г.Сигалов из Москвы прилетели в Алма-Ату. 17 июля. С.Китаин из Баку прилетел в Бишкек. Н.Балабай, К.Дубровский, И.Лещанский, Л.Когон, М.Нитишинский прилетели из Москвы в Бишкек. Билетов на автобус в Джамбул купить не удалось, и пришлось поехать поездом. В 7.25 А.Юдаков, А.Галактионова и Г.Сигалов автобусом приехали из Алма-Аты в Джамбул. Не дождавшись остальной части группы, в 21.00 уехали рейсовым автобусом в Кировку (она же Кировское, Таласская обл. Кыргызстана; 70 км, 1 час пути, 3 руб.). Переночевали в гостинице (30 мин. пешком от автостанции).
18 июля. Н.Балабай, К.Дубровский, С.Китаин, Л.Когон, И.Лещанский и М.Нитишинский приехали в Кировку и в 12.00 на автостанции встретились с А.Юдаковым, А.Галактионовой и Г.Сигаловым. Группа воссоединилась. 14.00. Сели в рейсовый автобус на Буденное (10-15 км, 20 мин. пути, 20 коп.). 16.00. Поймали машину. К нам подсело пятеро чабанов. 17.20. Доехали до поста ГАИ (35 км по предгорьям). 18.40. Достигли перевала Кара-Бура (высота 3500; еще 15 км круто в гору по серпантину). 19.25. Доехали до чабанского штаба (еще 25 км круто вниз). Шоферу заплатили 100 руб., 2 бутылки водки и несколько пачек сигарет. Надо отметить, что шофер нас не подвозил, а поехал исключительно ради заработка.
19 июля. Возле штаба мы переночевали и в 8.30 вышли. Штаб находится на правом берегу Чаткала, а наш Афлатун - левый приток. Ближайший автомобильный мост через Чаткал километрах в 10-15 выше штаба, а пешеходный висячий мост есть в 2-3 км ниже по течению. В 9.10 мы до него дошли, а в 10 часов дошли до Афлатуна. К 16 часам прошли пологую часть долины и вошли в ущелье, а в 17.30 дошли до поляны, где поставили второй (после штаба) лагерь. Почти до входа в ущелье шли по дороге (т.е. где ездят машины), с начала ущелья - по тропе, а между - по сократу. На этом собственно заброску можно считать законченной. 4. Рекомендации по заброске. Преимуществом маршрута заброски с юга, предложенного В.Михайлевым (Ош - Ала-Бука - Джаны-Базар), является его меньшая протяженность, недостатком - удаленность от Бишкека и оз.Иссык-Куль, где можно отдохнуть после похода. Что касается маршрута заброски с севера, можно дать следующие рекомендации. Единственная автодорога в долину Чаткала с севера, из Таласской долины, проходит через перевал Карабура (3500 м) на Таласском Алатау (название перевала означает "Черный верблюд"). Дорога эта ответвляется от шоссе Джамбул - Талас в поселке Кировка (он же Кировское). Поэтому все пути ведут через Кировку. Поскольку Талас (областной центр Кыргызстана) находится в определенном смысле в тупике (автобусы Бишкек - Талас идут через Джамбул), в качестве начального пункта заброски рекомендуем Джамбул. В Джамбул можно прилететь самолетом (из Москвы летает ТУ-154, один рейс ежедневно и один через день, расстояние 2700 км, время полета 3ч40м, цена билета с налогом 96.60, доплата за лишний груз 1.10 за кг). Несложно доехать до Джамбула из Алма-Аты на автобусе (рейсов много, 520 км, 9 часов езды, цена билета 16.50, провоза багажа 2.50). Из Бишкека (276 км) уехать сложнее, т.к. все автобусы проходящие. Из крупных городов недалеко от Джамбула расположены также Чимкент (170 км) и Ташкент (308 км). В Джамбуле два автовокзала: новый на окраине города и старый в центре, около базара. Со старого можно уехать автобусом Джамбул - Кировка, с нового - автобусом Джамбул - Талас. Автобусы ходят достаточно часто, но нерегулярно, рейсы могут срываться. Билеты со старого автовокзала продаются без мест, поэтому надо проявлять бдительность и смекалку, чтобы сесть в автобус с вещами. На новом в этом смысле несколько легче. Надо иметь в виду, что в Джамбульской области тоже есть Кировка (другая), а также что не все автобусы Джамбул - Талас останавливаются в Кировке. Расстояние от Джамбула до Кировки 70 км, 1-1.5 часа езды, цена билета 2-3 руб. Машину на Чаткал, в принципе, можно поймать уже в Кировке (дорога ответвляется непосредственно возле автостанции). Но лучше доехать до населенного пункта Буденное. Надо иметь в виду, что есть еще и Буденовка, куда ехать не надо. Автобус (ПАЗик) идет от автостанции раз в 2-3 часа. Сесть в него с вещами довольно сложно, так что надо не щелкать. Надо попросить водителя остановиться у дороги, в самом начале Буденного (конечная остановка в глубине села вдали от дороги). Расстояние 10-15 км, ехать 20 мин, стоимость билета 20 коп. Дальше надо ловить машину. Доехать в конце концов надо до чабанского штаба, который находится на дороге на берегу Чаткала. До штаба от Буденного 75 км, дорога проходит мимо поста ГАИ (35 км от Буденного) через перевал Кара-Бура (50 км от Буденного). Рано утром и часов в 5-6 вечера, говорят, до штаба идет машина, которая везет чабанов. Вообще, к Чаткалу идет довольно много машин, так что уехать можно. Чтобы добраться до долины Афлатуна или другого перспективного карстового района - долины р.Аючайчи - надо перейти на левый берег Чаткала. Пешеходный мост находится в 3 км от штаба вниз по течению Чаткала. В принципе можно доехать на попутке. Афлатун - первый существенный (вблизи устья шириной до 10 м и глубиной до 1-1.5 м) левый приток Чаткала ниже по течению от висячего моста (около часа ходьбы). Следует иметь в виду, что в тех же местах есть еще одна река Афлатун. Та из них, о которой идет речь, отличается тем, что течет на север и впадает в Чаткал.