(С) 1994 СК "Вариант", Д.Лиман

Шахта Октябрьская (ТЭП)

Зап. Кавказ, хр. Алек, 4а к.с.

Общие впечатления. Шахта ТЭП, по-видимому, наиболее труднодоступная из крупных пещер Алекского массива, имеет неприятные подходы, места для поверхностного лагеря мало. Имеется две площадки - верхняя расположена непосредственно под перевалом и обеспечивает установку одной-двух палаток; нижняя же находится в самом низу ущелья недалеко от входа в пещеру. Нижняя площадка явно больше верхней, однако во время ливня развернутый на ней лагерь наверняка "поплывет". Небольшой ручеек, протекающий по дну ущелья, несет свои воды прямехонько во входной грот пещеры, и относительно слабый дождь превращает этот ручеек во вполне приличную речку.

Сама же пещера представляет собой сильно вертикальную шахту глубиной 450 м и имеет три входа, из которых активно используется только нижний, расположенный в тальвеге ручья. В пещере нам не встретилось ни одной узости, самый длинный меандр имеет порядка 100 м и проходится в полный рост, кое-где боком. Вода начинается непосредственно у входа, кроме того на дно 60-метрового колодца приходит интенсивный приток. Вместе с тем навеска везде выполняется в обход воды, что позволило нам пройти почти всю пещеру (до придонного 30-метрового колодца) без использования гидрокостюмов.

Техническое описание

[1] Пещера начинается крутонаклонным ходом уступами по 2..3 м. Первые 2 уступа преодолеваются без навески, далее В-40 за 2 шк по правой стене, ветвь 3 м перилами к спиту по левой стене над отвесом. По ходу наклонки имеется 2 спита для перекреплений над уступами. Выход к 50-метровому колодцу. В зимнее время камни и веревка на наклонке и части колодца затекают льдом.

[2] Довольно интересный для навески колодец. Очевидный спуск вдоль ручья невозможен как из-за воды, так и из-за сильной "парусности" стены колодца. В-75 за шк по правой стене перед колодцем, далее вылет перилами к спиту по правой стене над отвесом. Спуск ~6 м, по пути ручей, пропускается между ног. Слева по ходу спуска парус, в его торце шк. Перекрепление за шк уводит трассу от воды. Примерно в 6..7 метрах ниже уход еще влево в сухую часть колодца. Перекрепление за спит через петлю 1.5 м (под спитом горб-карнизик). Спуск ~5 м с легким положительным углом, переходящим в отрицательный. Подо лбом перекрепление за спит. Спуск ~20 м до балды диаметром ~40 см чуть правее линии спуска. Перекрепление за тросовую петлю вокруг балды. Спуск метров 5 до спита слегка правее линии спуска. Перекрепление за спит уводит рапель в сторону от видимой внизу полочки. Спуск до дна ~15 м.

Обвальный зал примерно 12 x 5, в углу под навеской озера и ручей, в остальных местах легкий капеж. Похоже, это самый большой зал пещеры. Ход влево (спиной к навеске) по щели в меандр с уступами до 3 м и водобойными ямами, ручей. Перегораживающую ход глыбу обходить вдоль правой стены. Выход к колодцу.

[3] В-36 за шк и спит по правой стене еще до спуска к устью колодца. Далее перилами ~7 м в распорах над колодцем по щели не спускаясь к устью. Там 2 шк - по левой стене чуть выше, по правой чуть ниже. Перекрепление на отвес за верхний шк с выводом жесткой оттяжкой за нижний шк в створ колодца. Спуск в чистом отвесе до дна сухой. Полочка, направо за углом уступ ~4м. Перекрепление этой же веревкой за шк по левой стене. Проход к следующему коодцу.

[4] В-8 за шк с выносом по правой стене над колодцем. Далее меандр с уступами и ручьем. Выход на К-7.

[5] В-10 за шк слева с перекреплением на отвес за спит справа. Выход к 80-метровому колодцу (20 + 60).

[6] Перед поворотом В-105 за шк слева, далее перилами к устью до 2 м и перекрепление на отвес за 2 шк слегка за углом слева. Спуск ~4 м, слева за парусом шк. За него скользящая оттяжка ~1 м от скалы, далее спуск ~12 м на полочку, с нее еще метра 4, перекрепление не нужно. Устье отвеса 60 м, внизу слышен гул ручья. Основная вода приходит уже на самое дно колодца из другого ствола, так что спуск довольно сухой. Рапель подкрепляется справа над обрывом, далее перилами ~2м по правой стене за пару спит + шк один рядом над другим. Спуск ветвью ~2 м, в правой стене спит. (Есть еще и более вынесенный спит и шк, но их есть смысл использовать только по большой воде.) За спит через тросовую петлю до 1 м перекрепление на отвес. Спуск до паруса ~10м. Уход влево на 2 м, там спит (перекрепление). Еще спуск ~15 м, левее трассы спит, перекрепление через тросовую петлю ~1.5 м. Далее спуск около 25 до дна. Приток. Далее через уступ 1 м проход к К-8.

[7] В-15 за шк справа над входом, можно подкрепить за конец предыдущей веревки. Проход по меандру с водобойными ямами приводит к каскаду более крупных уступов (до 3 м). Необходимы перила.

[8] Навеска В-25 за спит слева выше роста человека над колодцем. 2 уступа по 3 м, проходятся без перекрепления, выход в распорах. Далее уступ ~4 м, перекрепление за шк слева над уступом. Еще немного по меандру и уступ 3 м.

[9] В-7 посредством тросовой петли за ухо в скале слева над чистым отвесом. Ухо малозаметно, прийдется поискать. Спуск в зальчик, удобное место для перекуса. По правой стене на двухметровом уровне сухая полочка. Далее меандр приводит опять к уступам по 4..6 м.

К сожалению по техническим причинам точную длину веревки на 10-й навеске восстановить невозможно, но она явно не превышала 20 метров.

[10] В-ххх за шк на вернем уровне по левой стене, перекрепление на отвес за шк на левой стене на уровне груди. Спуск до дна без перекрепений. Далее самый протяженный меандр пещеры (что-то около 100 м), по дороге слева есть место для аварийного ночлега. Несколько сужений в меандре частного порядка. Меандр переходит в косую узкую щель, по дну ручеек. Щель протяенностью метров 10..15, за ней К-18.

[11] В-26 за спаренные крючья справа. Места в устье очень мало. На колодце брызги от ручья частично обходятся уходом влево. На середине есть шк для перекрепления с уходом влево, более-менее уводящим спуск от воды. Далеее уступ метра 4, нужны перила.

[12] В-6 за шк по левой стене с перекреплением на отвес за спит, слегка вынесенный по левой стене. Полочка, с нее уступ 10..12 м.

[13] В-16 за 2 шк слева, далее перекрепление на отвес через тросовую петлю за шк, вынесенный влево-вверх на карнизе.

[14] Уступ 3..4 м. Шк на правой стене с подкреплением предыдущей веревкой. На дне большая водобойная яма.

[15] В-15 за 2 шк в противоположных стенах над щелью, спуск ~5 м, слева уход за парус, там перекрепление.

[16] В-25 за шк по левой стене, выноска налево за угол, спуск 2..3м, справа карниз, в нем спит, через тросовую петлю от него перекрепление до дна.

[17] На самое дно этого колодца мы не спускались, так что длина веревки (метров 45..50) оценивается на глаз с достаточным запасом. Колодец имеет полку после 4..6 метров спуска, далее подкрепление за шк на карнизе слева над обрывом, и перекрепление на отвес за спит уже на отвесе по левой стене. С полки прямой ствол метров 25..30, ручей срывается в него с большим разбрызгиванием на большую часть сечения колодца, так что без гидрокостюма здесь спуск проблематичен, а доставать из мешков гидры и одеваться из-за одного колодца нам не захотелось.