пп.Ростовская-Физтеховская

(спортивно-техническое описание из похода 1999 г.)

Веревка: 40 м. - первая наклонка Ростовской, не менее 90 м. (лучше 100 м.) - вторая наклонка Ростовской, не менее 50 м. - траверс Ростовская-Физтеховская, 5 м. - уступ возле развилки в Физтеховской.

Со стороны Ростовской.

Навеска начинается за сталактит слева, от него Ш.К. через 1 м. Далее вниз по наклонке через 15-17 м. S. справо в полу. Еще дальше вниз и вправо (4 м. на 3 м.) старый Ш.К., от него ствес вниз и немного вправо (в галерею, которая уходит вбок от основного ствола). Конец веревки. Идя дальше по галерее вниз (там сильно натоптано) приходим ко второй наклонке. Перед ней небольшой (около 3 м.) подъем вверх к группе глыб. К той, что заклинена сверху, привязываем веревку, и от нее перила уходят вправо в дырку. Пройдя метров 5 по горизонтали приходим к 2 Ш.К. Навеска за них.

Первая перестежка слева метров через 6 за S. Следующая через 15-20 м. за S. справа, потом еще один S. справа через 7-8 м. Потом навеска уходит влево, перестежка делается за скальное ухо (через 15 м.). Последняя перестежка за старый Ш.К. слева на характрной плите, еще через 15-20 м. После этого достаточно 10-15 м. веревки, чтобы добраться до той части наклонки, откуда можно двигаться без веревки.

В нижней части наклонки необходимо повернуть налево и спуститься в щель - начало глиняного меандра. Идя по его дну до конца приходим к Тройному колодцу.

Навеска начинается за S. слева, следующий спит находится на метр дальше на перегибе. От него 3 м. вдоль стены и 1 м. вниз находится старый Ш.К. От него около 3 м. вниз и чуть дальше S. Следующая точка примерно на 1.5 м. ниже, на другой стороне меандра - Х. На весь этот участок требуется 17-19 м. веревки.

Вторую часть траверса следует вешать со стороны п.Физтеховская. Начало за Е.О. на стене справа возле глыбы (петля ~1 м.). Перила вниз в ход до S. на стене слева. Далее около 3 метров вниз и перестежка за Е.О. (сталагмит), там нужен протектор. Оттуда вниз до полочки на которой забит Х. Хорошо бы на этом участке забить перестежку. От этого хайса веревка идет к поледнему хайсу в п. Ростовская. Веревка около 30 м. Но мы провесили весь траверс одним концом в 50 м. Траверс завершен !!!

продолжение описания навески п.Ростовская

(полное описание навески в п.Ростовская до » -510 м. по результатам похода 2000г.)

Итак, дойдя до нижнего крюка (Х.) в Тройном колодце делаем отвес вниз, в одном месте желательна перестежка, но мы ее не нашли. На весь колодец ушло 29 м. веревки.

После Тройного колодца начинается меандр Драный. Двигаться следует по широкой части, чуть вверх. Через 15-20 м. приходим к двум S. на разных стенах за них вешаются уши и вниз. Через ~8 м. справа за перегибом S. за который можно сделать перестежку, потом еще около 5 м. (рекомендуемая веревка 16-17 м.).

Потом 3 маленьких уступчика проходятся с помощью висящей там троссовой лесенки (можно и без нее, но так удобнее). Будьте внимательны, по середине она рваная. Далеше следует двигаться по широкой части меандра чуть вверх в паре мест опускаясь вниз на 1.0-1.5 м. (на стене справа есть стрелки, но не везде), осторожнее. Через ~15 м. приходим к колодцу. Навеска за 2 S. на стне справа, на 2 м. ниже перестежка за S., далее отвес около 15 м., внизу на стене справа и немного впереди S. от которого уступчик около 2 м. (рекомендуемая веревка около 30 м.).

Далее по меандру слева появляется вода (душ), которая уходит по дну меандра вниз, в силу чего вешать веревку там не рекомендуется. Навеска начинается за Е.О. потом тянется почти горизонтально по щели до Е.О. (скальное ухо) справа (в этом месте развилка), там недалеко был старый S., но он не прошел испытания на прочность. Потом вниз отвес до двух S. на противоположных стенках. (Мы пришли к этим же S. вешаясь на 2 Е.О. - выступ в виде елочки и скальное ушко прямо над водой и проходя немного вперед по верху меандра). От двух S. отвес вниз 6-7 м., там внизу вода утекает в щель, а нам надо чуть вверх и влево. На стене слева S., от него вниз ~5-7 м. на полочку, где есть пара старых крючьев, но гораздо полезнее - S. за перегибом. От него еще одна полочка через несколько метров вниз. Здесь наш колодец вываливается в ствол другого (более мощного колодца), напротив висят две старых веревочных петли (одна за Е.О., другая за Ш.К.). На метр ниже за перегибом есть S. Правильная навеска (на мой взгляд) - точка опоры S. плюс оттяжка на Е.О. Получаем чистый отвес около 15 м. Не надо опускаться на самое дно, в 5-6 м. от дна есть полочка куда надо закачнуться, там привязан к глыбе кусок рыбацкого фала (рекомендуемая на этот участок веревка 70-75 м.).

Если вы опустились на дно колодца, то вылезти обратно на полочку можно по левой стене. На дне снова попадаем на воду от которой ушли на 30 м. выше. Оттуда она убегает вниз по меандру (~10 м.), а далее улетает в колодец (еще около 10 м.), здесь забит крюк. На дне колодца вода утекает в узкую щель куда мы не полезли (на возможное продолжение - похоже мало).

С полочки, между глыб, по старому ходу прямо и вниз пробираемся к следующей навеске - два S. справа на стенке от которых идет веревка вниз. Меандр немного изгибается вправо, здесь нужна перестежка, но мы ее не нашли. Ближе к концу меандра надо залезть на стенку слева и обнаружить там Ш.К., от него навеска идет по диагонали вниз, там за Е.О. (хотя чуть ниже на стенке есть S.) и отвес около 12 м. до дна. Далее чуть вверх по меандру до S. справа на стене, от него отвес вниз около 6 м. (на этот участок у нас ушло 55 м. веревки).

Потом идет довольно скользкий и не широкий меандр двигаясь по верхней части которого приходим к S. на стенке справа, следующий S. на левой стене приблизительно через 4 метра в месте расширения (их там 3 штуки). Между S. на стене слева есть Е.О. Далее вниз приблизительно через 4 м. перестежка за S. слева, потом еще один S. где-то через 10 м. Дальше вниз по меандру пока не закончится веревка (рекомендуемая длина 40 м.). Слезаем несколько уступчиков по меандру скальником и приходим к колодцу около 12 м., навеска за S. слева и Е.О. справа (рекомендуется веревка 16 м.)

Здесь мы выпадаем в большую (3м*4м) галерею по дну которой течет ручей. Идя вниз проходим мимо ПБЛ-й площадки справа, далее будет щель справа куда утекает вода. А еще дальше старый ПБЛ (паплатка накрытая полиэтиленом), контейнер с остатками карбида, вешалка из рыбацкого фала). Сразу за ПБЛ-м (в полном соответсвии с описанием т.к. Перово) прокопанный лаз, за ним галерея набитая толстым слоем глины. Вправо и чуть вверх по ходу движения уходит просторный ход, который заворачивает вниз и выходит в обвальный зал (по ходу есть ответление влево). Здесь за Е.О. слева мы повесили конец веревки 19 м., которого нам хватило (в аккурат), что бы встать на камень, заклиненный в меандре по которому течет вода (осторожнее - порода сыпется + душ). От камня мы повесили 15 м. за Е.О. на стенке справа по направлению течения воды. Потом идя вниз по воде приходим к завалу, где висит старая Ростовская веревка (около 5 м.), спускаемся. Дальше вниз по воде через завал (осторожно - некоторые камни живые).

Идя вниз по меандру приходим к ответлению влево и вверх. Через 5 м ход идет уступчиками вниз и выпадает в галерею, снова много глины, большие объемы. Идя по ней приходим к старой веревке повешенной за Ш.К. слева, уступ около 10 м. Дальше чуть вверх и прямо, по ходу мощные натечности. В конце галереи спуск в щель вдоль левой стенки. Нужно сделать навеску за Е.О., так как весьма скользко (рекомендуемая веревка 15-20 м.).

Внизу зальчик в левом углу которого журчит вода. Там есть очко, аккуратно слезаем туда, еще 3 м. вниз и приходим к ручейку, который почти сразу уходит по стенку. Вода стоит - забитый камнями узкий сифон, возможностей к прохождению его не видно. Учитывая топосъемку т.к. Перово предполагаемая глубина -510 м. Ответления на -540 м. в этой галереи мы, по-видимому, где-то пропустили.

Напоминание:
1. Все S. в пещере Ростовская без ушей, поэтому они не очень заметны.
2. Вторая наклонка на последнем участке довольно полога, на этом можно съэкономить метров 10 веревки.
3. Где находится Эрмитаж мы знаем, но сказать не можем, Липченко запретил.
4. Один (или два) из S. на навеске завинчен каким-то не стандартным болтом, хорошо, что у нас с собой были плоскогубцы.