Пещера Одалиска

(спортивно-техническое описание по походу 1999г.)

Входная щель проходится на левом боку, далее расширение (гротик Петра), потом еще одна щель, которая выпадает на полочку над колодцем К20. На этой полочке лучше всего одевать снарягу, вылезать туда надо по одному (двоим тесно).

Перила ничинаются от Е.О. (нужна петля) внизу, далее по верху щели к 2 Ш.К. (хайсы) слева. Требуется веревка не менее 25 м. Внизу колодца следует уходить далее по меандру (сначало по верху, потом по дну, потом снова по верху), метров через 15-20 становится узковато. В щели заклинен плоский камень, навеска производится за сталагмит (~1 м. Выше этого камня и чуть дальше по щели). Там рядом должен быть Ш.К., но мы его не нашли. В описании М.Вологдина (все собственные названия в пещере давались им) он называется Колодец Потерь. Вход в колодец узкий (!), рекомендуется сперва хорошенько осмотреться.

Далее идет уступ, с навеской за заклиненную глыбу (перестежка стоячая). Еще чуть дальше за поворотом и парой глыб К17, навеска за Ш.К. справо по ходу. На весь этот участок, начиная с Колодца Потерь, на до не менее 40 м. Веревки (лучше 50 м).

Следующий участок около 10 м. – несколько уступчиков, проходится свободным лазанием. Выход к развилке. По словам Вологдина оба хода от развилки приходят к следующему колодцу, но мы ходили только направо. Идя по правому меандру и опускаясь на дно, вскоре попадаешь в ямку из которой узкий ход идет налево и чуть вниз – лаз Надежды, винтовой и слегка замазанный наверх вправо – ход Белой Розы. Сам по себе ход Б.Розы является продолжением меандра; в него можно попасть, если в начале развилки не опускаться на дно меандра, а идти в распоре там, где шире. Белая Роза – красивый геликтит, который напоминает актинью, прикрепившуюся к стене на перегибе меандра. Пробираясь по меандру в конце приходим к колодцу К11. Навеска за Ш.К. справа, веревка 12 м. Лаз Надежды и Второй ход на развилке тоже выходят к К11, но чуть сбоку (из описания М.Волгдина).

Далее навеска за заклиненную глыбу, уступ У6, веревка 7-8 м. Следует соблюдать осторожность, не все глыбы там надежны. Дальше вниз по воде идет несколько небольших уступчиков (веревка не нужна), после чего меандр становится довольно узким. При желании, все эти препятствия облезаются по верху (что мы и проделали), тогда можно увидеть, как вода миновав еще пару уступчиков (~4 м. И ~1.5 м.) уходит в щель под плиту. Проникнуть туда не реально. Со слов М.Вологдина, если после последней веревки идти не вниз по меандру, а прямо по широкой его части, то в конце можно прийти к старому Ш.К., который он идентифицировал, как навеска Тройного Колодца (-200 м.) пещеры Ростовская. Повторить подобный результат нам не удалось, но мы и не знали точного направления движения в сторону предполагаемого траверса.

Перед последней веревкой, если пройти чуть вверх и за перегиб по полочкам меандра, то можно подойти к свисающему куску рыбцкого фала. Поднявшись по нему наверх мы обнаружили забитую в щели старую моровку. Сам фал повешен за глыбы. От этого места в разные стороны идет 3 продолжения: одно из них оказалось в конце замыто глиной, другое верхом основного меандра, третье нами не проверялось. Везде сухо и много глины, напоминает глиняный меандр Ростовской (между второй наклонкой и Тройным колодцем).

Напоминание:
1. В отличии от других пещер Загедана эта уже от входы очень сырая. Есть небольшие душики на колодцах и вода на стенках узких меандров. Работать без непромокаемого комбенизона не рекомендуется (!). Расход воды в ручье на дне ~0.5-1 л/сек.
2. Все названия взяты из описания М.Вологдина (с/к "Барьер"), выполненого в 1993г.

Составил Лавров С.В.

Описание траверса Одалиска-Ростовская

(прохождение Маслов Д.А., Маслов М.В., Бездушный А.А. поход 2000г.)

Вывалившись из хода Белой розы (К11 и У6, там сверху неслабо капает), попадаешь в Черный меандр. Поперек заклинены несколько больших глыб, рядом с ними на левой (по ходу движения) стенке - старый (99 года) пикет "017". Там же вверх уходит рыбацкий фал (конец 7-8 м, стационарно).

Cпустившись по нему немного вниз, можно (его чуть-чуть не хватает, нужно выстегнуться в распоре) слезть на дно Черного меандра. По торцевой стенке бежит вода и уходит ручейком по дну. Далее по широкой части меандра идешь вперед, стараясь забирать как можно выше, под самый потолок. Там есть несколько довольно узких мест (в основном над заклиненными глыбами) но они легко проходятся "вползанием". Из стены появляется вода, в том месте ниже по стене - мощный натечный слой бело-молочного цвета. Если идти под самым потолком, то вода обходится сверху, т.о. не мокнешь, ради чего и стоило лезть как можно выше. Пролезаешь под потолком над (еще одной) заклиненной глыбой и спускаешься буквально на 1-2 м вниз. В этом месте вправо уходит довольно узкий ход, внутри него за ЕО крепилось начало перил. Ход не длинный, всего 3-4 метра. На выходе можно встать в распоре над колодцем (глубина 8-10 м). Из левой стены торчит массивная ЕО, надежность которой можно поставить под сомнение. На неё из хода были перила и далее отвес. Внизу, на дне колодца - мелкие ванночки с водой. Далее однозначно по ходу (северо-запад по топосъемке) - чуть вниз, страхуясь за ту же веревку. На стенах много красивостей, немного узковато. Все это дело вываливается уступом 6-7 м в Тройной колодец п. Ростовская. Над этим уступом не плохо бы забить точку опоры, чтобы не травмировать веревку на перегибе хода с красивостями. Внизу кроме выхода в Тройной вправо-вниз уходит крупный вертикальный ход, чуть ниже - узкая меандровая щель (ход Володи (?)). Чтобы в конечном итоге попасть в Тройной: вылазишь несколько метров влево-вверх скальником и попадаешь на полочку, справа на стене забит спит и немного выше него пикет "053" 99-го года. От верхнего конца перил до этой точки был использован конец 31 м.

Если не лезть в ход направо, а идти по Черному меандру дальше, то тоже возможно выйти в Тройной. Отвес там будет поменьше, но довольно неудобный подход в широком распоре, изобилие ЕО. Может быть, можно пролезть без веревки по самому дну меандра. Кроме того, есть несколько мелких ответвлений.

Если же от глыбы около пикета "017" подняться по рыбацкому фалу наверх, то попадаешь в широкую глиняную галерею. Там два явных направления: восходящий ход затыкается, а нисходящий вываливается опять же в Ростовскую, возле Душа. Более подробно: от верхнего конца рыбацкого фала по пушистой глине чуть вверх, пролезаешь в глиняное окно под глыбой (Перевал). Вокруг этой глыбы был завязан огромный булинь - начало перил. Далее на правой стенке - большой сталагмит, который был использован в качестве ЕО. От него вниз по ходу. Слышно капанье воды в Душе. В общем-то, там везде возможно аккуратное передвижение без веревки, но лучше страховаться. От Перевала до Душа был использован конец 39 м. (его чуть-чуть не хватило).

Вот в общем-то и все. Удачного траверса!

ЕО - естественная опора,
ход Белой розы, К11, У6 - объекты в п. Одалиска (см. карту);
Тpойной колодец, Душ - объекты в п. Ростовская (см. карту);
Черный меандр, Перевал - присвоенные названия на траверсе.