Фестивальные заметки-2003
(комментарии искушенного дилетанта)

Фестиваль спелео слайд- и видеофильмов в Питере прошел 1-2 марта 2003г. Это был уже десятый фестиваль. Восемнадцать лет – огромный срок, наш любимый спелеоклуб и то моложе ?. И это был уже второй фестиваль на котором присутствовал я, так что могу сравнивать. Сразу хочу сказать, что на мой взгляд этот фестиваль не стал чем-то выдающимся. Он был такой же скромный и маленький на фоне большого города, как мышь в стоге сена.

Больше всего он напоминал встречу старых друзей, приезд спелеологов из Москвы и окрестностей к друзьям в город на Неве. Короче, что-то тусовочное, шумное, но личное. Пиво с сосиками в буфете, а если кто и водки нальет, то ничего страшного. Фотографии на стенах, запросто ляжащие на столах альбомы, которые “гуляли по рукам”, но неизменно возвращались на место. Раздевалка на втором этаже, которая была забита верхней одеждой и рюкзаками, но при этом никем никогда не запералась. И так почти во всем, все на доверии, потому что все друзья-товарищи.

Итак, все уже поняли, что это был любительский фестиваль, любительского кино и, пользуясь аналогиями, менять свои маленькие штанишки на фрак он не торопится.

Появились мы (около дюжины человек) там около 11.30, страшно запыхавшиеся и переживающие, что вот сейчас регистрация закончится и мы не успеем подать “Погружение”, ведь официальное начало было объявлено на 12.00. Зря мы так спешили. В 12.00 нам (тем кто уже пришел) только раздали бумажки, где требовалось указать: что за фильм вы представляете, сколько минут он продлится, жанр, автор и еще что-то. Из этого напрашивался простой вывод программы у фестиваля не было. Как-то сразу на ум мне пришла “Вертикаль”, где все было расписано поминутно на три дня вперед. Я понимаю, что неформальное общение не допускает графика, но за месяц-два можно было собрать (по майлу) заявки у авторов, составить план показа с учетом продолжительности фильмов, чтобы приходящие люди знали, что их ждет.

Около 13.00-14.00, когда стали подтягиваться опытные завсегдатаи фестиваля “процесс пошел”. Заранее извиняюсь, если пропущу или забуду порядок показа или какой-то фильм.

Открыли фестиваль фильмом спелеологов Красноярска и Новокузнецка про Мчишту-2001 (автор Куршаков). К слову сказать этот фильм был одним из немногих спелеофильмов, которые представляли спелеологию на фестивале “Вертикаль-2002”. Хороший и качественный фильм. Видно, что делал его не любитель и не на домашнем компьютере. Не странно, что в итоге он и занял первое место. По качеству подземных съемок с ним мог ли сравниться только небольшой фильм перовцев про Красную, “Кавказский тайник” (те же сибиряки про ту же Мчишту) и фильмы Чагадаевых (впечатляющее для любительской съемки освещение, но камеру бы получше ?).

План конкурсного просмотра был построен так: пара фильмов, потом десять минут перерыв (в маленьком зале при таком количестве народу было очень душно) и снова пара фильмов. Реально каждый перерывчик затягивался на 15-20 минут - как минимум. Только за это время люди успевали выбраться из зала в буфет, взять еще пива или остограммиться (хотя последние уже не возвращались).

Вторым фильмом дня стал один из четырех фильмов Евстигнеева про экспедицию зимой 1998 года в Осеннюю. На мой взгляд ничего интересного, хотя я порадовался увидев в кадре Леночку Ефремову, которая ела оливки с рук у питерских спелеологов и Колю Фендерова, как символическое изображение человека-пещерного.

Потом был чисто видовой фильм “Человек и Природа” того же автора. Кроме видов там не было ничего, но виды были изумительные. Загедан – всегда прекрасен: и поверхность и пещеры, тот кто там был меня поймет.

Кажется сразу после этого был фильм А.Сельвачева “Погружение”, который привезли мы. Не буду рассуждать о столь близком нам произведении, это должны делать независимые эксперты. Отмечу только, что почти все спелеологи = почти все зрители смотрели его как комедию, а не как “психологическую драму”. Только дети не смеялись глядя на экран. Жюри оценило его как весьма посредственную работу.

Потом были еще два фильма Евстигнеева – “Я юный спелеолог” и “Я старый спелеолог”. Первый был несомненно лучшим фильмом прошлого фестиваля и думается, что на этом он мог бы тоже претендовать на самую высокую награду. Но показывать от раза к разу одни и теже фильмы – как-то не серьезно и уж тем более их награждать. Думаю, последняя из этих мыслей посетила жюри и они не рассматривали “Я юный спелеолог” как фильм-претендент. “Я старый спелеолог” – не слишком удачная попытка переиграть идеи юного наоборот, думаю, что успеха она не имела потому, что старый спелеолог не может быть таким хорошим актером, как ребенок и сразу исчезает вся подкупающая простота, невинность, доброта, а в итоге и исскуство. В конце, за все свои фильмы Евстигнеев получил от жюри какую-то премию. Что-то типа за развитие спелео-кинематографа в городе на Неве.

Дальше был клип “Куклы” – веселенький клип на песню “Машины Времени”. Качество видео там было отвратное, зато видеоряд симпатичный и каждое лицо – персонаж, а главное – впечатление чего-то живого от него осталось. Этот клип занял первое место среди клипов.

Потом съемки перовцев в пещере Красная. Очень качественные съемки (как уже говорилось), очень красивая пещера и все ? Но красиво.

Далее фильм о экспедиции в пещеру Напра. Тут с качеством все гораздо хуже, но и пещера не в пример сложнее. Интересно было посмотреть что такое Напра, как и с кем ее едят.

Где-то в это время появился Саакян и жюри взяло от него кассету на который был фильм “Бзыбь – любовь моя” и какой-то клип частично из тех же самых материалов, что и фильм. Основным материалом послужила экспедиция зимой 2003г. в пещеру Ветерок совместно с клубом “Чужая земля”. Сказать что-то еще вразумительное про фильм не могу. Могу только отнести его к категории тех фильмов, которые рождаются при следующих обстоятельствах. Режисер-оператор идет в поход и берет с собой камеру + свет, много и с удовольствием снимает, потом смотрит что получилось, придумывает идею (вот он уже и сценарист), режет материал на куски и переклеивает (вот он уже и монтажер), накладывает звук и музыку (вот она работа по озвучиванию) и фильм готов. Кинокомпании Гонконга отдыхают.

Потом не помню, “дошел до точки”. Помню что в конце дня Денис Провалов рассказал о серии экспедиций на Монте-Канин и показал слайды. И хотя многие это уже видели и слышали, но все равно посмотрели и послушали еще раз с удовольствием. Стоит сказать, что выступления Дениса – как хорошее кино, можно смотреть много раз и не надоест. Думаю, что так же посчитало и жюри, потому что Провалов получил вторую премию за слайд фильмы о экспедициях на Монте-Канин и экспедицию в Мексику (эти слайды были в воскресенье).

Под занавес первого дня когда все уже стали расходиться раздались крики. “Стойте. Куда вы? Сейчас будет эротика..” Ну, конечно, все остались и посмотрели 3 минутный клип под названием “Русалочье озеро”. Автор был из Бреста, а снимал он материал во время экспедиции в Дзоу в 2001 году. Описывать клип не буду из скромности ?

Больше в тот день конкурсных фильмов не было и многие разошлись. А те кто остались (потому что идти им было некуда) посмотели фильмы Чагадаевых, которые должны были показать только в воскресенье.

И было воскресенье. И был фильм сибиряков “Кавказский тайник” про Мчишту. И был фильм Сергея Чагадаева “Повесть о ненастоящем человеке” – третья премия жюри и безусловный приз зрительских симпатий. Самый симпатичный и веселый из всех фильмов этого фестиваля (мнение субъективно).

Потом был фильм Нины Чагадаевой “Дорога домой”. Съемки фильма проходили в пещере Московская на Арабике в 2000 и 2001гг. до глубины –500м. Очень серьезная и красивая своей элегантной простотой пещера, очень впечатляющее освещение. Что до текстов и музыки, то это дело вкуса, хотя лично мне понравилась музыка и совершенно не тронули тексты. Этот фильм тоже получил какую-то премию жюри.

Далее (не помню порядка) были слайды Провалова про Мексику, старый слайд фильм Михаила Иванова («Пещерный роман»), фильм из Барнаула про спелеопоход на Алтай. Там две трети фильма (а он не мал) народ валит лес, затаскивает в пещеру бревна, ездит на лошадях и автомобилях, разговаривает с какими-то местными дедами и охотниками и совершенно непонятно зачем. Ближе к концу проясняется, что из этих бревен они сделали крепи и разобрали завал, в результате чего пещера пошла дальше = Ура! Победа!! Победа далась дорогой ценой и кучей экранного времени непонятно на что потраченного. Жюри выдала авторам этого фильма спецприз «за трудолюбие» (или что-то подобное). Лично мне вспомнилась пещера Графский Провал, где по пещере разбросаны ломы и кувалды, которые неизвестные энтузиасты протащили через многочисленные узости, чтобы пройти еще дальше. Во истину, неиссякаемая земля сибирская здоровыми мужиками.

Помнится откуда-то нарисовался фильм прошлого фестиваля “Папуасский рай” (или что-то подобное). Он и два года назад не блеснул и теперь его появление стало для меня загадкой.

Под занавес были фотофильмы (показ осуществлялся с компьютера через видеопроектор) от Оганова с экспедиции в п.Эльдорадо и от какого-то мальчика (Перово) с экспедиции в ш.Веревкина. Лично мне про Веревкина понравились больше. Хотя Артем получил приз жюри за внедрение новых технологий, но в его снимках не было той изюминки, которая привлекает внимание, какие-то они слишком шаблонные были. Фильм про экспедицию в Веревкина тоже был как-то отмечен.

Вот, кажется, и все (если чего забыл, то простите – не со зла и без умыслу). Про конкурс спелеофотографий не вспоминаю.

Может и не стоит, но все-таки скажу в заключении про сам фестиваль. Для единственного в стране и ближайших окрестностях фестиваля спелеофильмов он слишком слабо организован. Не было программы, которую легко можно было бы составить на основе предварительных заявок. Чтобы тех, кто пришел без заявок – в хвост списка, а тех, кто пришел с опозданием – в хвост и вне конкурса. А если не успели, то вините себя. Иначе порядку не будет.

На основе каких критериев судились фильмы – загадка из загадок. Жюри что-то помечало в своих бланках и даже ставило какие-то балы. Но какие и за что???? Повесьте таблицу с баллами (артистичность-4, техника-2, сюжет-1). Номинации в которых проходило награждение – тоже весьма невразумительны. Не помню, как они назывались два года назад, но то, что большая часть их была придумана в этот раз по ходу – абсолютно уверен. Зачем было в бланке заявок указывать жанр фильма, если фильмы никак не разделялись по жанрам (на всех фестивалях художественные, документальные и мультфильмы в один котел не валят). И главный вопрос – это точно фестиваль спелеофильмов или повод спелеологам встретиться и пообщаться?

А еще заключение огромное спасибо организаторам за то, что они не бросают это дело и уже много лет «тянут воз». Спасибо администрации ДДЮТ, где нас приняли, устроили на ночлег и постарались помочь в меру своих возможностей. Спасибо Михаилу Иванову, Божеку Александру, Демченко, Шульцу (надеюсь, никого не перепутал и не забыл) за потраченные силы и внимание. Человеческие ценности – самые дорогие из всех тех, с которыми мы сталкиваемся, и мы это ценим.

Сергей Лавров (с.к.«Барьер»)